Управление «Т»

Почему появляется новый сеттинг? Как из небольшой идеи-ростка вырастает целое дерево, роща, лес? И почему это так интересно — создавать свои собственные реальности?

1.

Всё началось с вопроса.

Если в большом и разнообразном IF-произведении мне доступна лишь одна комната — как сделать её больше, как сделать её глубже?


Нужно больше одной истории

Пускай помимо основного сюжета игрок изучает ещё одну, две, три необязательных историй.

Нужно несколько вариантов одной и той же истории

Пускай игрок рассматривает историю с разных сторон, под разными углами, раскрывает новые детали.

Нужна недосказанность

Пускай игрок сам придумывает интерпретации происходящему, собирает свою картину из неполного набора кусочков.


Впрочем, во время, собственно, написания эти идеи-правила ещё не были осознаны и оформлены, а существовали лишь подсознательно, в виде желания сделать что-то необычное и запоминающееся.

Так на террасе 17-комнатного особняка и появились пара шкафов с экспонатами, рассказывающих свои истории: в левом шкафу — про парусник «Мария Селеста», в правом — про экспедицию в пустыню Такла-Макан.

Эти истории были совершенно необязательными для прохождения (правило №1), они менялись в куда более зловещую форму, если героиня изучала экспонаты под действием яда (правило №2) и по прочтении они оставляли больше вопросов, чем ответов (правило №3).

> взять раковину

И если в истории с парусником не было чего-то нового — сколько существуют мореходы, столько и рассказы о морских чудищах (hic sunt dracones) — то смешение традиционно идеалистического образа советских учёных с лавкрафтианской хтонью — вот в этом было что-то необычное, вот к этому хотелось вернуться.

2.

В августе 2022 года портал «Отвратительные мужики» объявил свой первый конкурс хоррор-рассказов: каждый желающий мог до первого сентября прислать рассказ длиной не более 15K знаков и даже претендовать на приз.

Объяснимое желание поучаствовать в конкурсе с таким низким порогом вхождения кристаллизовалось в вопрос: что писать? Человек с развитым чувством оптимизации (читай, ленивый), естественно, выберет что-то уже существующее и адаптирует под условия.

Описания фотографий из Экспедиции в Такла-Макан уже были, и даже в двух вариантах: обычном и зловещем. Оставалось обернуть их в более-менее приличную историю. Что это за фотографии? Почему в архиве только эти фотографии? Почему они существуют в двух вариантах?

От этих вопросов клубком раскручивалась история о секретном ведомстве, занятом вопросами необъяснимого и спрятанном глубоко в бюрократическом аппарате большой страны. Мимоходом придуманное название «Управление „Т“» сцементировалось, стало фактом.

Стопка фотографий пополнилась аннотациями, записками, именами, датами. Остались многослойность и недосказанность. Случился первый опыт применения нейросетей (Craiyon, Dream). Идеи по форме неслись наперегонки с идеями по содержанию. Источники вдохновения проявлялись и растворялись. «Тринадцать видов картонного города» Уильяма Гибсона. Энциклопедия SCP Foundation. «Дом листьев» Марка Данилевского. «Безымянный город» Лавкрафта.

Одна из страниц оформленного рассказа

Рассказ «Приложение Ф», впрочем, остался незамеченным. По словам организаторов количество присланных работ (>150) превысило все ожидания и, судя по победителям («ДВИЖОК» просто отличный), шансов на успех было немного.

Но сеттинг остался. И оказалось, что многие, полузабытые и время от времени всплывающие идеи сюжетов, могли бы отлично подойти к миру Управления «Т». История следователя, расследующего пропажу людей в небольшом уральском городке. Или история советского военного лётчика, сбившего странный самолёт в окрестностях Ханоя. Даже история с зоной смертельных аномалий в восточно-сибирской тайге и застрявших в ней учёных. Есть, куда развивать.

3.

inkJam на платформе itch.io проходит каждый год в конце лета — начале осени. И всегда очень быстро, всего за три дня. Поэтому, чтобы успеть что-то написать в такой срок, приходится, с одной стороны, сильно упрощать механики — до уровня кинетических историй с минимальной вариативностью, а с другой, готовиться заранее, до объявления темы джема.

В 2022 при подготовке мной были приняты следующие императивы:

  • Изначально английский язык. Русский — только после окончания сроков;
  • По возможности два варианта при каждом выборе;
  • Выбор — фиктивный. Оба варианта с незначительными отличиями тут же сводятся к одному тексту (агрессивный Branch and Bottleneck из статьи о паттернах CYOA Сэма Кабо Эшвелла);
  • Впрочем, сделанные выборы влияют на более поздние тексты: время от времени напоминают о принятых решениях. К счастью, ink располагает к подобному;
  • Формат допроса: игрок отвечает на чужие вопросы, а не задаёт их. Таким образом, экспозиция раскрывается постепенно и контролируемо;
  • План. Все ключевые события известны заранее, время тратится только на набор текста и создание вариативности.

С историей, конечно, было сложнее, но помогли принятый формат допроса и недавно прочитанная антология «SNAFU: Survival of the Fittest» (да, ширпотреб, но оттуда взято аж два сюжета для последнего сезона «Любовь. Смерть. Роботы»)

Итого: в игре «Истуканов дозор» главный герой на допросе рассказывает историю своего отряда, столкнувшегося с необъяснимым. Беспроигрышный вариант.

Начало

А потом, в процессе набрасывания вопросов, которые должен будет задавать допрашивающий, вдруг стало ясно, что допрос ведёт не просто абстрактный следователь, а сотрудник Управления «Т».

И история резко увеличила свою глубину.

4.

Дальше — только писать и ширить. Садить новые деревья, растить лес.

5.

Спасибо, что дочитали до конца. Написание этого поста заняло дольше обычного, поэтому надеюсь, что было интереснее.

Ссылки на «Приложение Ф» и «Истуканов дозор»:

Управление «Т»: 3 комментария

  1. Состояние потока — это когда с мыслью «а ну-ка, надо попробовать» садишься за Figma и сходу создаёшь интерактивный мокап для альбома в «Приложении Ф»:
    https://www.figma.com/proto/92LlrB8LqaT1qAccv42U43/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%A4?node-id=4%3A3&scaling=scale-down&page-id=4%3A2&starting-point-node-id=4%3A3

    (Тап по фото вызывает описание. Смахивание влево-вправо перелистывает страницу)

Добавить комментарий для Вячеслав Добранов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *